Оказание услуг в отсутствие государственного контракта

  • 25 января 2015 г.
  • Прочитано 0 просмотров

Экономическая коллегия ВС РФ удовлетворила исковые требования предприятия занимающегося вывозом твердых бытовых отходов (ТБО) с территории военной части.

Для коммерческих организации оказывать услуги, выполнять работы без заключенного договора дело обычное. Совсем другое дело государственные организации для работы с которыми необходимо заключать государственный контракт при соблюдении соответствующей процедуры.

Такого контракта между частью и организацией не было. Вернее он был, но закончился. Без надлежащего оформления отношений мусор вывозился от военных на протяжении 4 месяцев. За этот период военные задолжали предприятию 2384703 рублей.

После истечения 4 месяцев между предприятием и воинской частью снова был заключен государственный контракт, а за услуги оказываемые без контракта военное учреждение платить отказалась. Отказ мотивирован отсутствием государственного контракта, заключение которого является обязательным.
Предприятие не согласилась и пошло в суд.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Апелляция и кассация в иске отказала сославшись на обязательное наличие государственного контракта.

Единственным моментом, который был интересен в этом деле это мотивировки ВС РФ об отсутствии государственного контракта при фактически оказанных и принятых без претензии услугах.
В ранее рассмотренных ВАС РФ делах (на которые ссылалась апелляция и кассация при отказе в иске по настоящему делу) работы не принимались и не заказывались.

В этом определении ВС РФ указывает на обстоятельства дела отличные от дел рассмотренных ВАС РФ.
В этом деле:

1) Предприятие оказывала услуги по заключенному в установленном порядке государственному контракту;
2) После истечения срока такого контракта, военные попросили гарантийным письмом предприятие не прекращать вывоз ТБО, до заключения нового контракта;
3) Все работы в спорый период приняты военной частью без претензии;
4) Предприятие занимается вывозом мусора в течении 4 месяцев без контракта, а потом контакт заключается снова с этим же предприятием;
5) В предыдущих делах, рассмотренных ВАС РФ речь шла о разовых работах без государственного контракта. Здесь же же отношения носят длительный характер.
6) Так же по делам на которые ссылались апелляция и кассация, работы могли быть отложены до заключения государственного контракта, тогда как не вывоз ТБО не мог быть отложен. Скопление мусора могло создать аварийную ситуацию и как следствие не боеготовность части;

И основной вывод: отказ в иске предприятия на основании закона о государственных заказах противопоставляется другим публичным интересам, а именно гарантиям санитарно- эпидемиологического благополучия населения, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При отсутствии в действиях подрядчика намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления при осуществлении спорной деятельности в отсутствие государственного контракта, такое противопоставление не отвечает задачам судебного производства.

(дело А77-602/2013).